Skip to main content

Прочтение статьи Бена Джоффе о чашах в журнале Дикий Йогин, где автор делится своими размышлениями о происхождении поющих чаш, их значении в культуре и религии Тибета, целительных практиках и обрядах с их применением и высказывает сомнения относительно исторической и вотивной ценности данного инструмента, обоснованные данными непосредственно от носителей тибетской культуры, у меня как у практика и исследователя предмета дискуссии, вызвало желание выразить свои размышления и пережитый осмысленный опыт по данному поводу.

Допустим, история поющих тибетских чаш и практик с ними не настолько древняя, как принято считать в современной эзотерической среде.

Хотя на мой субъективный вкус все современные представления и не только о звукотерапии — это заново изобретённый старый добрый велосипед.

Но допустим. Может быть и новодел.

Но позвольте, что нам вообще известно о древности? Мегалитические сооружения, невероятные точнейшие каменные обсерватории, тибетские ступы, напоминающие своими очертаниями космические корабли, стиллабаты древних храмовых комплексов и площадки под ступы, напоминающие посадочные космопорты, выплавленные камни майянских сооружений с полигональной кладкой, Египетские пирамиды, Стоунхенджи и т.п. и т.д. — список того, что пока в голове не укладывается слишком велик, и это со всеми нашими современными научными достижениями в купе с технологическим прогрессом.

Вопросы кто и каким образом всё это создал и как это работало — до сих пор висят в воздухе, а ответов по прежнему толковых нет.

О поющих чашах, йоге, современной и своевременной практике

Но вернёмся к поющим чашам и звуку. Что мы знаем о звуке и что о нём знали наши пра пра предки?

Во многих религиозных культурах звук выходит на первое место как акт творения, проявления, как соответствие внутреннего содержания внешней форме.

Известно, что всё проявленное вибрирует на своих частотах от атомов до планет и наш мозг также излучает различные ритмы в зависимости от состояния (бодрствование/медитативные состояния пограничные сну/сон со сновидениями/глубокий сон).

Также известно, что практики практически всех религиозных традиций на начальных стадиях посвящения основаны на введении практикующего в трансовые состояния посредством ритмического повторения молитв, мантр, аффирмаций, движений и т.д., и все они направлены на поиск опоры для сосредоточения внимания через концентрацию соответственно на движении, дыхании, звуке и смысле произносимого.

Всё служит одной цели — сонастройке колебаний волн мозга на частоту, где может случится остановка колебаний всех волн ума, то есть Йога.

Также для выхода из омраченных состояний практикующим предлагается сосредотачивать внимание на образе того или иного божества, святых, достигших просветлённых мастеров, бодхисаттв и т.д. Но цель приблизительно и упрощённо одна для всех — это вхождение в информационное поле другого качественного состояния расширенного самоосознания с преодолением собственных ограничений ума.

О поющих чашах, йоге, современной и своевременной практике

Важная деталь. Чтобы подобная методика сработала, необходимо полное доверие к Учителю, тотальная сдача и отказ от всех своих представлений о себе. Для среднестатистического взращенного цивилизованной системой западного менталитета, далёкого от восточной традиционной культуры, где ищущий знаний садхака преподносит всё что у него есть к стопам Гуру, весьма не просто понять и принять подобный акт доверия.

Ум и эго современного неверующего Фомы перекачены теоретическим материализмом в отсутствие реальной комплексной работы над собой, как бицепсы у протеинового бодибилдера.

Чтобы переписать сценарий системы в наш тёмный век и подвести к состоянию «не ума», а «разума», потребуется пересмотр и адаптация существующих методик самореализации.

Сегодня и здесь требуется квантовый скачок сознания с принятием на себя ответственности за существующую матрицу как внутри, так и снаружи.

Стартовая площадка же у нас одна на всех — в проживании жизни в человеческом теле на планете Земля, и по этой причине все мы здесь в одной лодке. Пока каждый не осознает меры своей ответственности за всё что есть — ничего не исправлено.

Вот и старается пространство общего поля всеми возможными способами спасти положение своих подопечных, утопающих в собственном невежестве, проявляя для нас «новшества» через чувствительные к посланиям ретрансляторы, оказавшихся в нужном месте и в нужное время способными на своей шкуре осознать теорию корпуксулярно-волнового дуализма, и донести её адаптированную версию на блюдечке с голубой каёмочкой тем, кто пока что ещё зависает в рамках создаваемой его собственным потоком внимания вариацией реальности.

Таким образом, для нас и изобретают заново велосипеды находчивые умельцы, чтобы мы научились справляться со своими телами/умами/личностями.

Тысячи асан — всего лишь маленький пазл общей картины вариантов ловли внимания на живца, ибо кто из наших ментальных качков способен произносить мантру для обретения однонаправленности потока сознания без подкрепления процесса видимым глазу внешним действием? Верно, единицы среди миллионов.

Наблюдать ритм дыхания, а уж тем более его контролировать,для многих практикующих йогические методики на сегодняшний день это всё ещё актуальная задача, отложенная на потом.

О поющих чашах, йоге, современной и своевременной практике

Асана более менее понятна. Проявленную форму в пространстве ещё хоть как-то можно прочувствовать, хотя изначальный её смысл на стадиях освоения осознаётся по большей части как йогатерапия, стрейчинг, ЛФК и прочие интерпретации.

Практика же мантраяны подразумевает использование своего тела как звукорезонатора для вхождения в состояние изменённого расширенного сознания именуемое в западной терминологии трансовым состоянием.

Подобная практика требует подготовленного расслабленного тела, веры в могущество практики, тотальной сдачи процессу с осознанием оного и самоотверженной дисциплины. Этот хлеб достаётся огромным трудом даже прямым носителям традиций, получавшим передачи из поколения в поколение.

Так как же донести эту суть до начинающего ознакомление с тонкими материями и состояниями?

Ведь осознать и понять можно только пережитый и осмысленный опыт.

На востоке существует традиция прямой передачи знаний от Учителя к ученику именно по этой причине. Шактипат. Гуру погружает новобранца в нужное поле, чтобы последний смог соприкоснуться с необходимой информацией и начать делать собственные шаги в указанном направлении.

И вот именно здесь и могут помочь поющие чаши, так как обладают рядом физических свойств: частота, нота, октава, звуковой пакет (длительность звучания), вибрационные качества. Утверждение, что подобный набор мог быть обнаружен случайно у посуды для подаяний не вызывает у меня отклика, как и замечание Бена Джоффе, что поющих чаш нет в традиции храмовых тибетских практик.

Как минимум, мой Учитель по звукотерапии сам получал передачу целительной практики с поющими чашами от монаха в одном из монастырей Невари — это раз, а также нашёл в Непале и Бутане мануфактурные производства чаш, которые передают свои навыки изготовления этих не побоюсь громкого слова, предметов храмослужения, целительства душ и просто высокого искусства, уже четвёртый век к ряду — это два, и это только та информация, которая мне известна. Полагаю, при желании, можно обнаружить и отследить более глубокие корни.

Просто чтобы даже сегодня получить доступ к глубоким практикам необходимо заслужить доверие Учителя, приходится делать выбор, принимать прибежище, усердно практиковать, соблюдать аскезы и копить добродетели, потому что никому не интересно давать учение тому, кто его опростоволосит и обесценит своим безалаберным отношением, а чтобы оно заработало, требуется внедрять его долго и упорно на самую подкорку своего восприятия на уровне излучения волн мозга.

Все внешние практики служат ловушками для внимания для более тонких изменений . При достижении результатов, оценить которые способен только опытный наставник, видящий энергоструктуру подопечного, отбрасывается старая и предлагается следующая методика, которая может на 180 градусов отличаться от предыдущей, если не полностью ей противоречить, для пошагового развития и наработки новых качественных изменений у ученика на всех уровнях.

И когда уже изучен алфавит, необходимость повторять написание букв как в прописи отпадает, приходит пора писать слова, предложения, тексты.

Когда же сам язык уже изучен и осознан, можно и нужно начинать изучать следующий со своим алфавитом и отличной от предыдущего логикой, а прописи, азбуки и буквари с чистой совестью заменить высокой литературой, поэзией и способностью изучать культуру на её языке. В этом и заключается суть расширения сознания.

О поющих чашах, йоге, современной и своевременной практике

А теперь аргументы и факты в защиту современных и своевременных методик и практик.

Вибрации поющих чаш позволяют погрузить далёкого от медитации человека в трансовое состояние и познакомить с состоянием созерцания, дхьяны или проще гвороя медитации.

Если энергоструктура сильно окольцована накопленным кармическим опытом напряжения от психики до физики, то для более глубоких состояний потребуется не один сеанс для реального сдвига с мёртвой точки.

Для понимания направления куда двигаться в процессе сеанса звукотерапии не искушённому практиками человеку необходимо углублённое разъяснение процесса и ориентиры на чём сосредотачивать своё внимание, чтобы чудо смогло произойти. А чудеса, как известно, это просто выходящие за рамки нашего понимания процессы.

Таким образом, сей текст готов сжаться до основных конкретизированных тезисов для чего нам звук и вибрация поющей чаши и что они нам дают:

а) вводят в трансовое состояние через бинауральные ритмы, что способствует переводу мозговой деятельности на ритмы альфа/тета/дельта волн;

б) звук и вибрация выполняют роль качественной ловушки для внимания;

в) благодаря вибрации происходит ряд физиотерапевтических эффектов, таких как расслабление гладкой мускулатуры, регуляция и активация систем организма, и, соответственно, всё вышеперечисленное создаёт благоприятные условия в формировании здравого отношения к себе и к окружающему миру;

г) символ и смысл, обращённые в звук — неотъемлимая часть практики всех духовных традиций в сиде молитв, мантр и аффирмаций, а обертонные инструменты сами по себе являются излучателями информации в виде частоты, звучащей ноты и сопутствующих обертонов, и до сих пор эти физические свойства подобных музыкальных инструментов всеми духовными традициями применяются на практике для очищения ментала от мирской суеты и введения практикующих в трансовое состояние, переключая поток внимания на соответсвующие традициям или психотерапии (если это сеанс психической реабилитации) образы;

д) ну и наконец, современная медицина использует частоты как низкие, так и высокие для реабилитационной восстановительной терапии, физиотерапии, а также в психотерапии (как уже упоминалось выше).

Так почему бы и древним практикам не знать о столь широких и позитивных возможностях звука, когда одна обработка камней была на гораздо более высоком уровне, нежели наши современные строения из стекла, арматуры и бетона?

Ну и от себя могу добавить, что за годы работы в звукорезонансной терапии с поющими чашами, накопилось достаточно позитивной обратной связи с хорошими результатами, чтобы говорить о реальной пользе сего метода, независимо от сроков давности его рождения на свет.

О поющих чашах, йоге, современной и своевременной практике

В тяжёлые времена и микроскопом можно забивать гвозди, и катаной морковку шинковать.

Пример мегалитических сооружений, где предположительно резали и переносили камни с помощью ультразвука так и стоит перед глазами, как скрытые от нашего “технологического прогресса” возможности тонких инструментов и их сегодняшней вынужденной варварской эксплуатации.

Новичок же в общении с поющей чашей может её использовать как украшение алтаря и чашу для сбора подаяний, невежа может даже приготовить в ней себе обед, нонконформист может насладиться как первым и вторым, так и приготовить себе компот на десерт, ну а сознательный юзер при должном внимании и усердии в практике получит самые вкусные на мой взгляд ништяки — устойчивое соприкосновение с медитативным трансом и улучшение физического и психического здоровья бонусом.

Какие же горизонты открыты для опытных мастеров медитации и Гуру, мне пока видится только в теории, посему оставлю эту тему ждать подтверждения пережитым и осмысленным опытом. Однако, в определённых кругах ходят легенды о том, что звуком поющих чаш ассистенты выводят своих монахов и лам из длительных медитаций (ассистенты — это те, кто приходят в пещеры проверять своих, чтобы у них там всё было в порядке, пока хояева по нескольку месяцев/лет находятся в “межзвёздных” странствиях, оставляя свой “скафандр” пустым).

Но, всему своё время и место. Пока же верну повествование ближе к нашим реалиям.

Практик сегодня много и каждый может найти что-то для себя. Главное подходить к вопросу освоения науки целостно, объективно, не исключая скрытую под водой часть айсберга, и самое главное применять полученные знания не только в плоскости коврика для йоги или в состоянии после звукотерапии, но и выносить эти опыты в обычную повседневную жизнь, тогда и будет достойный видимый результат. Мы все в одной лодке, планета круглая, вселенная большая, мы — капельки в океане, и всё же вода едина.

Автор фото Влад Евсеев.