Skip to main content

В связи с изменением формата занятий в одной из йога студий Питера, где я преподаю по пятницам, снова пришлось отвечать на вопрос: «Что это будет за йога теперь? В каком стиле

Но на это я всегда отвечаю весьма косно «это будет йога», ибо развёрнутый ответ займёт гораздо больше места, чем абзац текста для анонса.

Но вспоминая свой летний ретрит по тантре в Суходолье, где я двум группам девочек отвечала в течение двух недель на схожий вопрос что же такое тантра, пришли некоторые мысли на обе темы, которые и сложились в сей текст.

Так что, открывая сезон очных занятий, я ещё и открываю дорогу новым лонгридам, как их теперь принято называть, мне же ближе простое и понятное наименование текст или статья.

Устраивайтесь по удобнее. Начнём. Или, точнее, продолжим.

Про современные стили йоги и тантры

Йога и тантра – это две восточные традиции духовного саморазвития с достаточно обширной и растянутой на несколько тысячелетий многотомной историей. Тот факт, что современники подстраивают и усовершенствуют их под свои нужды сегодня, меня нисколько не удивляет и вызывает только позитивную реакцию. Это правильно. Глупо же будет чистить зубы бамбуковой палочкой, когда в наличии качественные зубные щётки, или, допустим, ставить клизму, погружением своей пятой точки в близлежащий водоём с помощью описанной в тексте бамбуковой трубочки, вместо стерильной кружки эсморха и подходящей для этого процесса гигиеничной уединённой обстановки.

Не пугайтесь, если не в теме, поясню.

Описанные выше моменты относятся к очистительным йогическим процедурам (шаткармам) и содержатся в коренных текстах. Эти примеры я привела к слову, что когда мы адаптируем под современные потребности такого порядка описанные древними методики, речь идёт про понимание смысла, когда и для чего применялся тот или иной метод, а не о слепом повторении предписаний.

Важно понимание смысла — какие цели преследовали древние практики, что в них было главным и что осталось незыблемым для саморазвития человеческого существа.

Именно с последним у наших современников дела обстоят несколько запутано.

Про современные стили йоги и тантры

О йоге у многих сложился стереотип, что это про гибкость, про стойки на руках и ноги за головой, или про сидение с блаженным лицом в позе лотоса, без надлежащей расшифровки что скрывается за всем этим внешним блеском.

Век потребления и маркетинга, чтобы не делать нашу жизнь проще, усложнил задачу, наплодив всяческие ответвления, где выхваченные отдельные фишки из классической йоги патентовались и продолжают выделяться находчивыми садхаками в самостоятельные направления, иногда с жёсткой ограниченной цензурой как можно делать в их стиле и как категорически запрещено с понятными целями сохранения выделенных отличий.

Это, к слову, тоже отнюдь не плохо. Кому хочется научиться стоять на руках, он выберет для себя направление, которое на этом специализируется, и все в этой цепочке правильно и все довольны.

Кроме тех, кто радеет за сохранность смысла.

Потому что если ты хочешь прийти к именно йоге, как к пункту назначения, то надо понимать, где она находится, а не только в какой цвет выкрашены стены на станции метро, откуда ты отправляешься в путь до конечной точки. Не плохо было бы узнать и название станции, откуда ты выдвигаешься в путь. И это для начала, ибо это только начало. Далее надо как-то не потерять бдительность и не заблудиться в беспамятстве в лабиринте встреченных искушений.

Родная же сестра йоги тантра, заработавшая и пару тысячелетий назад весьма неоднозначную и провокационную репутацию, в современном обществе вообще из-за отсутствия понимания смысла и методологии этой традиции, заслужила себе славу сексуально раскрепощающей и чувственной мистерии.

Про современные стили йоги и тантры

Основной парадокс родства этих в корне отличающихся друг от друга методик состоит в том, что своей сутью йога и тантра сходятся в одной точке – в работе с сознанием, а также в том, что из одной возникает другая, как инь и янь, и что в сути своей они обретают единый пункт назначения.

Только в йоге этот путь пролегает через аскетичное воздержание, ограничение и контроль с различением всех внутренних процессов и обузданием всех своих страстных тенденций, а в тантре этот же процесс происходит через сдачу, через чувственную капитуляцию от воздержания в прямое знакомство со своими внутренними драконами, через признание их прав на существование. И, когда эти энергии внутри обнаружены, осознаны и приняты, только тогда становится возможным перенаправление этих сил в иные высоты с последующей трансформацией оных на новый уровень, как переход от двигателя внутреннего сгорания к термоядерному синтезу.

Есть ещё одно яркое отличие тантры от йоги, которое состоит в том, что в тантре применяется практика визуализации т.н. йидамов и янтр, суть которых в удержании своего осознания на определённой высоте и частоте до полного слияния с предложенным для созерцания, медитации и рецитации (как в случае с мантрой) смыслом через символы заданного практикой образа.

И когда мы из всего этого многообразного единства спускаемся с небес на землю и вспоминаем о том, что нам предлагает современный класс йоги или тантры, то хочется уточнить, почему мы, преподаватели упорно продолжаем использовать терминологию древних для своих современных адаптаций.

Потому что всему своё время.

Про современные стили йоги и тантры

Кто-то 10-ки лет ходит на занятия йогой и не озадачивает себя вопросом что к чему, ему просто нравится и этого достаточно. У человека от этого становится лучше настроение и ощущение себя, а значит во благо. А кто-то однажды заглянув в класс, заинтересуется, изучит вопрос и найдёт для себя ответы. И тут тоже будет всё на своих местах.

К вопросу добросовестности и качеству современных преподавателей – такая же история. Кому-то достаточно йогатерапии, а кому-то тантрических Ошо медитаций.

Тот, кто не развивает в себе умение задавать вопросы (самому себе, естественно) и отвечать на них, тот и учителей будет получать соответствующих, чтобы была мотивация когда-нибудь обратить внимание на факты. И в этой истории тоже всё в порядке.

А кому-то, как мне, например, не достаточно изучения одной традиции, мне требуется сравнительный практический и теоретический анализ, пропущенный через себя, чтобы ответить на все свои вопросы.

По этой причине я и перекопала в поисках смысла и ключей к оному все события своей жизни и все свои реакции на эти события, а также разложила для себя на составляющие все практики, которые из меня сами возникали или «были услышаны», или, как сейчас принято говорить, «сченеллены», как и все те, которые я получала через прямые передачи от всех своих Учителей, или вычитала из сотен книг, или восприняла через всемогущие возможности интернета.

Работы, к счастью, ещё вагон с маленькой тележкой, потому что жизнь продолжается и всегда есть куда расти над собой.

Про смыслы практик я буду продолжать говорить и раскрывать разные темы, потому что мне это интересно делать, как и преподавание своего понимания йоги и тантры на ковриках и без, в группах и индивидуально.

На сей позитивной ноте этот текст я закончу, а продолжение, как водится, следует.

Про современные стили йоги и тантры

Фото авторства Ксении Кугушевой с моего июльского тантра ретрита для женщин в Суходолье, где мы с девочками занимаемся предварительными внешними практиками, то бишь в данном контексте йогатерапией.