В связи с изменением формата занятий в одной из йога студий Питера, где я преподаю по пятницам, снова пришлось отвечать на вопрос: «Что это будет за йога теперь? В каком стиле?»
Но на это я всегда отвечаю весьма косно «это будет йога», ибо развёрнутый ответ займёт гораздо больше места, чем абзац текста для анонса.
Но вспоминая свой летний ретрит по тантре в Суходолье, где я двум группам девочек отвечала в течение двух недель на схожий вопрос что же такое тантра, пришли некоторые мысли на обе темы, которые и сложились в сей текст.
Так что, открывая сезон очных занятий, я ещё и открываю дорогу новым лонгридам, как их теперь принято называть, мне же ближе простое и понятное наименование текст или статья.
Устраивайтесь по удобнее. Начнём. Или, точнее, продолжим.
Йога и тантра – это две восточные традиции духовного саморазвития с достаточно обширной и растянутой на несколько тысячелетий многотомной историей. Тот факт, что современники подстраивают и усовершенствуют их под свои нужды сегодня, меня нисколько не удивляет и вызывает только позитивную реакцию. Это правильно. Глупо же будет чистить зубы бамбуковой палочкой, когда в наличии качественные зубные щётки, или, допустим, ставить клизму, погружением своей пятой точки в близлежащий водоём с помощью описанной в тексте бамбуковой трубочки, вместо стерильной кружки эсморха и подходящей для этого процесса гигиеничной уединённой обстановки.
Не пугайтесь, если не в теме, поясню.
Описанные выше моменты относятся к очистительным йогическим процедурам (шаткармам) и содержатся в коренных текстах. Эти примеры я привела к слову, что когда мы адаптируем под современные потребности такого порядка описанные древними методики, речь идёт про понимание смысла, когда и для чего применялся тот или иной метод, а не о слепом повторении предписаний.
Важно понимание смысла — какие цели преследовали древние практики, что в них было главным и что осталось незыблемым для саморазвития человеческого существа.
Именно с последним у наших современников дела обстоят несколько запутано.
О йоге у многих сложился стереотип, что это про гибкость, про стойки на руках и ноги за головой, или про сидение с блаженным лицом в позе лотоса, без надлежащей расшифровки что скрывается за всем этим внешним блеском.
Век потребления и маркетинга, чтобы не делать нашу жизнь проще, усложнил задачу, наплодив всяческие ответвления, где выхваченные отдельные фишки из классической йоги патентовались и продолжают выделяться находчивыми садхаками в самостоятельные направления, иногда с жёсткой ограниченной цензурой как можно делать в их стиле и как категорически запрещено с понятными целями сохранения выделенных отличий.
Это, к слову, тоже отнюдь не плохо. Кому хочется научиться стоять на руках, он выберет для себя направление, которое на этом специализируется, и все в этой цепочке правильно и все довольны.
Кроме тех, кто радеет за сохранность смысла.
Потому что если ты хочешь прийти к именно йоге, как к пункту назначения, то надо понимать, где она находится, а не только в какой цвет выкрашены стены на станции метро, откуда ты отправляешься в путь до конечной точки. Не плохо было бы узнать и название станции, откуда ты выдвигаешься в путь. И это для начала, ибо это только начало. Далее надо как-то не потерять бдительность и не заблудиться в беспамятстве в лабиринте встреченных искушений.
Родная же сестра йоги тантра, заработавшая и пару тысячелетий назад весьма неоднозначную и провокационную репутацию, в современном обществе вообще из-за отсутствия понимания смысла и методологии этой традиции, заслужила себе славу сексуально раскрепощающей и чувственной мистерии.
Основной парадокс родства этих в корне отличающихся друг от друга методик состоит в том, что своей сутью йога и тантра сходятся в одной точке – в работе с сознанием, а также в том, что из одной возникает другая, как инь и янь, и что в сути своей они обретают единый пункт назначения.
Только в йоге этот путь пролегает через аскетичное воздержание, ограничение и контроль с различением всех внутренних процессов и обузданием всех своих страстных тенденций, а в тантре этот же процесс происходит через сдачу, через чувственную капитуляцию от воздержания в прямое знакомство со своими внутренними драконами, через признание их прав на существование. И, когда эти энергии внутри обнаружены, осознаны и приняты, только тогда становится возможным перенаправление этих сил в иные высоты с последующей трансформацией оных на новый уровень, как переход от двигателя внутреннего сгорания к термоядерному синтезу.
Есть ещё одно яркое отличие тантры от йоги, которое состоит в том, что в тантре применяется практика визуализации т.н. йидамов и янтр, суть которых в удержании своего осознания на определённой высоте и частоте до полного слияния с предложенным для созерцания, медитации и рецитации (как в случае с мантрой) смыслом через символы заданного практикой образа.
И когда мы из всего этого многообразного единства спускаемся с небес на землю и вспоминаем о том, что нам предлагает современный класс йоги или тантры, то хочется уточнить, почему мы, преподаватели упорно продолжаем использовать терминологию древних для своих современных адаптаций.
Потому что всему своё время.
Кто-то 10-ки лет ходит на занятия йогой и не озадачивает себя вопросом что к чему, ему просто нравится и этого достаточно. У человека от этого становится лучше настроение и ощущение себя, а значит во благо. А кто-то однажды заглянув в класс, заинтересуется, изучит вопрос и найдёт для себя ответы. И тут тоже будет всё на своих местах.
К вопросу добросовестности и качеству современных преподавателей – такая же история. Кому-то достаточно йогатерапии, а кому-то тантрических Ошо медитаций.
Тот, кто не развивает в себе умение задавать вопросы (самому себе, естественно) и отвечать на них, тот и учителей будет получать соответствующих, чтобы была мотивация когда-нибудь обратить внимание на факты. И в этой истории тоже всё в порядке.
А кому-то, как мне, например, не достаточно изучения одной традиции, мне требуется сравнительный практический и теоретический анализ, пропущенный через себя, чтобы ответить на все свои вопросы.
По этой причине я и перекопала в поисках смысла и ключей к оному все события своей жизни и все свои реакции на эти события, а также разложила для себя на составляющие все практики, которые из меня сами возникали или «были услышаны», или, как сейчас принято говорить, «сченеллены», как и все те, которые я получала через прямые передачи от всех своих Учителей, или вычитала из сотен книг, или восприняла через всемогущие возможности интернета.
Работы, к счастью, ещё вагон с маленькой тележкой, потому что жизнь продолжается и всегда есть куда расти над собой.
Про смыслы практик я буду продолжать говорить и раскрывать разные темы, потому что мне это интересно делать, как и преподавание своего понимания йоги и тантры на ковриках и без, в группах и индивидуально.
На сей позитивной ноте этот текст я закончу, а продолжение, как водится, следует.
Фото авторства Ксении Кугушевой с моего июльского тантра ретрита для женщин в Суходолье, где мы с девочками занимаемся предварительными внешними практиками, то бишь в данном контексте йогатерапией.